Франц Шуберт - биография (кратко)

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Лихтенталь — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более тысячи музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, девять симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в г. Лихтентале близ Вены в многодетной семье школьного учителя. Мальчик очень рано проявил музыкальные способности. Его первыми наставниками в музыке были отец, старший брат и Михаэль Гольцер, регент приходской церкви.

В шесть лет Франц научился играть на скрипке и фортепиано, а в одиннадцать его приняли в авторитетную в Вене школу с пансионом — придворную капеллу Конвикта. Там преподавали такие европейские метры как Венцель Ружичка и Антонио Сальери.

В течение 1810 — 1813 гг. Шуберт написал оперу, симфонию, несколько фортепианных пьес и песен, а первые самостоятельные произведения — опера «Увеселительный замок сатаны» и "Месса № 1 Фа мажор" появились в 1814 г.

В 1813 г. Шуберт поступил в учительскую семинарию, а через год начал преподавать в школе. На досуге он написал свою первую мессу, а также положил на музыку Гете "Гретхен за прялкой" — это был первый шедевр композитора.

Знаковым в творческой жизни Франца Шуберта стало его знакомство с известным европейским баритоном Иоганном Кристофом Фогелем или Жан-Кристофом Фогелем. Благодаря вдохновенному исполнению певцом песен композитора, они завоевали необычайную популярность у публики.

В 1818 г. маэстро приглашают в летнюю резиденцию графа Эстрергази Желиз для исполнения обязанностей учителя музыки у двух дочерей аристократа. Здесь он закончил Шестую симфонию, создал вариации на французскую песню для двух фортепиано, посвященные Бетховену. Друзья композитора утверждали, что он был влюблен в свою ученицу, графиню Каролину Эстергази, и посвятил ей «Фантазию в фа минор» для двух фортепиано.

Осенью 1822 г. Шуберт начал работу над произведением, продемонстрировавшим его видение музыки — «Неоконченной симфонией» (симфония № 8(. В этом же году Шуберт встретился с Вебером и Бетховеном, однако эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Бетховен неоднократно публично признавал талант юноши, но при жизни композитора вышло очень мало произведений.

1825 г. был счастливым для композитора: количество публикаций стремительно увеличивалось, нищета отступила. Лето Шуберт провел в Австрии, где его тепло приняли. В 1826 — 1828 гг. композитор постоянно жил в Вене, кроме короткого визита в Грац в 1827 г.

Музыкальная производительность композитора была огромной, с 1813 г. он писал непрерывно. Биографы Шуберта утверждают, что он никогда ничего не менял в своих произведениях, потому что не имел для этого свободного времени. Несмотря на подорванное здоровье, последний год жизни музыканта, был особенно плодотворным: именно тогда мир услышал Мессу Ми-бемоль мажор, Струнный квинтет до мажор, Симфонию до-мажор, три фортепианные сонаты и вокальный цикл, которые были посмертно изданы под названием «Лебединая песня». Издатели продолжали отказываться брать крупные произведения Шуберта, платили ничтожно мало.

В 1828 г. Шуберт почувствовал первые тревожные признаки болезни, поэтому стремительный темп его композиторской деятельности можно трактовать и как симптом недуга, и как причину скорой смерти.

Композитор не берег своего здоровья, и умер в 31-летнем возрасте 19 ноября 1828 г. от брюшного тифа в Вене. Согласно его последней воле, Шуберта похоронили на кладбище, рядом с обожаемым им Бетховеном. На памятнике по сей день есть красноречивая эпитафия: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

Творчество Франца Шуберта

При жизни творчество Франца Шуберта не пользовалось большим успехом. Композитор стал первым из представителей музыкального романтизма в эпоху жестокой меттерниховской реакции.

Искренность, задушевность музыки Шуберта, непосредственность и откровенность характеризовали и самого музыканта. Важнейшее место в творчестве композитора заняла песня для голоса и фортепиано. В этом жанре он стал преемником Бетховена. Именно Шуберт дал песне новую художественную форму, обогатив концертную вокальную музыку. Среди самых известных таких произведений - баллада «Лесной царь», «Странник», «Хвала слезам», «Зулейка» и др.; большие сборники песен на стихи Вильгельма Мюллера «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха».

Многие песни из сборника "Лебединая песня" обрели всемирную известность ("Серенада","Приют","Рыбалка","У моря"). Во всех своих творениях Шуберт проявил себя как замечательный мелодист с большим разнообразием настроений. В общем, наследие композитора насчитывает почти 600 песен.

Удивительный музыкальный талант Шуберта обнаружился также в области фортепианной и симфонической музыки, композитор является автором 9 симфоний. Его экспромты, сонаты, и наконец, фантазии фа минор и до мажор, являются доказательством чрезвычайно богатого воображения и большой гармоничной эрудиции.

В области оперной музыки Шуберт не был таким одаренным, хотя написал около 20 опер. Среди них выделяются «Заговорщики, или Домашняя война» (1823 г.), «Порука» (1816 г.) «Сакунтала» (1820 г.).

Из многочисленных церковных произведений композитора (7 мес, большое количество оферторий, гимнов, магнификатов, кантат и др.) особым, величественным характером и музыкальной многогранностью отличается месса ми-бемоль мажор.

Франц Шуберт при жизни получил признание, в основном, как песенник; почти все его крупные инструментальные сочинения были впервые выполнено через несколько десятилетий после смерти маэстро. Настоящую оценку и массовое признание музыка композитора получила только в 20 веке.

Кроссворд на знание жизни и творчества Шуберта: Аудио - викторина - "Произведения Шуберта" Тест на знание биографии Шуберта ( 6 класс)

Композитор(исполнитель)