Александр Порфирьевич Бородин - биография и творчество

Бородин вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик — ученый и педагог, и как активный общественный деятель. В написанном им либретто оперы „Князь Игорь”, текстах романсов, музыкально-критических статьях проявилось его незаурядное литературное дарование. Бородин также успешно выступал как дирижер.

Разносторонним было и его музыкальное творчество, небольшое по объему. Бородин - автор оперы, симфонических произведений, камерных ансамблей, фортепианных пьес, романсов. Через все его творчество проходит мысль о богатырской мощи, скрытой в русском народе. У Бородина преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, поэтому он с особенным интересом относился к песенным жанрам, которые сохранились в народе в течение многих веков, — к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням, создавая на их основе собственные музыкальные темы.

Как и все композиторы „Могучей кучки”, Бородин интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. Внимательно изучив по записям и трудам исследователей музыкальные богатства народов Средней Азии, он первым открыл их для русских слушателей.

Смелое новаторство сочеталось у Бородина с уважением и любовью к классическим жанрам и формам, к плавным и закругленным песенным мелодиям. В то же время в его музыкальном языке, прежде всего в гармонии, есть черты, близкие композиторам-романтикам.

Музыка Бородина отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, оптимизмом, мягким юмором. „Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великолепная сила и размах, соединенные со странной страстностью, песенностью и красотой”, - писал о композиторе В. В. Стасов.

Краткая биография композитора

Бородин родился в Петербурге, получил прекрасное домашнее образование. Еще в детстве он усвоил несколько иностранных языков, учился играть на флейте и фортепиано, позже брал уроки игры на виолончели. С девяти лет он начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано и флейты. В 1849 году некоторые из них были изданы и получили положительную оценку критиков. В то же время Бородин интересовался литературой, читал философские статьи в журналах. Однако с особым увлечением он занимался химией.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, где вскоре стал любимым учеником выдающегося русского химика Н.Н. Зинина. Продолжались и занятия музыкой, в том числе теорией и гармонией.

Окончив академию и получив степень доктора наук, Бородин уехал в научную командировку за границу. Три года он провел в Германии, Франции и Италии вместе с друзьями, впоследствии знаменитыми учеными Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, С. П. Боткиным. Помимо научных интересов, их сочетала любовь к музыке. Почти каждый из них играл на каком-то инструменте. К этому кружку примкнули и другие образованные русские люди, жившие в Европе, в частности, М. А. Маркович-Вилинская, впоследствии известная как украинская писательница Марко Вовчок. Собирая для совместного музицирования, молодые ученые часто исполняли произведения Бородина, в основном камерно-инструментальные ансамбли. За границей Бородин познакомился с талантливой Московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал музыку композиторов-романтиков Шумана и Шопена. В 1863 году Екатерина Сергеевна стала женой Бородина.

В 1862 году Александр Порфирьевич вернулся в Россию и был избран профессором Медико-хирургической академии. В том же году в доме Боткина, уже известного врача, он познакомился с Балакиревым. Эта встреча стала решающей в судьбе Бородина - композитора. Он вошел в ”Могучую кучку", стал другом и соратником других ее участников. Под руководством Балакирева Бородин написал симфонию № 1, одну из первых в русской музыке, которая с большим успехом была исполнена в 1869 году в концерте РМТ под управлением Балакирева. В эти же годы Бородин написал несколько романсов и комическую оперу „Богатыри”.

Сразу же после премьеры первой симфонии Бородин приступил к созданию Симфонии №2 („Богатырской”). Тогда же, в 1869 году, он начал писать оперу „Князь Игорь", работа над которой продолжалась до конца жизни композитора.

Одновременно с созданием замечательных музыкальных произведений Бородин вместе с выдающимися учеными Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым продолжал оригинальные химические исследования, в дальнейшем подготовившие создание пластмасс, преподавал в Медико-хирургической академии, стал одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин — женских медицинских курсов.

Последними произведениями Бородина стали два струнных квартета, несколько ярких романсов, „Маленькая сюита” для фортепиано и программная симфоническая картина „В Средней Азии”. Музыка Бородина с большим успехом исполнялась в России и за ее пределами. По инициативе Листа, с которым Бородин познакомился в 1877 году, симфонии русского композитора прозвучали в Германии, а в 1885 и 1886 годах — в Бельгии.

Композитор умер 15 февраля 1887 года. Его незавершенные произведения (оперу „Князь Игорь”, две части третьей симфонии) закончили и подготовили к печати ближайшие друзья — композиторы М. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Творчество Александра Порфирьевича Бородина

Опера „Князь Игорь”

В основе сюжета оперы-памятник древнерусской литературы XII века "Слово о полку Игореве". Эту тему предложил композитору В. В. Стасов. Работая над оперой, Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, музыку восточных народов.

Лирико-эпическая опера „Князь Игорь” во многом отличается от произведений других композиторов "Могучей кучки”. Массовые хоровые сцены, в которых участвует народ, поражают величием и монументальностью. Образ народа показан более обобщенно, он представлен сильным и спокойно-величественным. Героическую тему оперы дополняют лирические образы, символизирующие духовную красоту русского человека. Каждое из основных действующих лиц охарактеризовано несколькими сольными эпизодами.

Основная идея литературного первоисточника-призыв к объединению русских князей-сохранена и в опере. Средствами музыки выявлены два главных конфликта-между русским войском и половцами, а также между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) представлены в увертюре. Опера обрамлена большими хоровыми сценами-Прологом и эпилогом. Содержание пролога-проводы Игоря и его войска на битву с половцами. Полон решимости и силы хор „Слава”. Колорит старины Бородин подчеркнул употреблением пентатоники.

Сцена солнечного затмения, показанная как вторжение в жизнь людей недобрых сил, изображена с помощью красочных музыкально-образных средств: хроматизмов, изысканных гармонических последовательностей, а также аккордов на степенях целотонной гаммы (подобно тому, как это сделал Глинка в сцене похищения из оперы „Руслан и Людмила”). В прологе представлена первая музыкальная характеристика Игоря. Интонации его партии мужественны и спокойны.

Пролог и первое действие — это экспозиция русского лагеря и завязка повествования. В центре I картины - образ князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Портрет "князя-босяка" (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разгуле, обрисован в его песне.

Буйству князя Бородин противопоставил музыкальную характеристику Ярославны во II картине первого действия. Она показана и как любящая жена, и как твердая, сильная духом правительница княжества.

Второе и третье действия оперы переносят слушателей в стан половцев, где страдают в плену после неудачного боя князь Игорь и его сын Владимир. Восточные сцены оперы отличаются красочностью гармоний и богатством музыкальных характеристик. Один из самых известных фрагментов оперы — хор и танец девушек-невольниц.

Следуя традициям Глинки, Бородин не упростил и не унизил оскорбления врагов. Хан Кончак показан в своей развернутой арии не только как дикий и жестокий завоеватель, но и как смелый и сильный воин, который умеет уважать достойного противника.

Одна из центральных сцен всей оперы — Ария Игоря из второго действия. Главный герой охарактеризован в ней наиболее полно и разносторонне. Ария написана в трехчастной форме с речитативным вступлением и окончанием. Основная героическая тема арии-мужественная, волевая, в ней звучит стремление к борьбе и воле.

Светлая лирическая средняя часть арии, обращенная к Ярославне, основанная на русских народно-песенных интонациях.

Четвертое действие оперы начинается арией -„плачем” Ярославны. Образ княгини здесь становится символическим, в нем обобщены страдания всей Руси, разоренной дикими ордами. Слова Плача взяты Бородиным из эпизода „Слова о полку Игореве”, наиболее близкого к народной поэзии. В мелодии слышны интонации древних народных плачей и причитаний.

Естественным продолжением плача звучит Хор поселян, подобный протяжным народным песням. Начинаясь единогласным запевом, песня постепенно обрастает выразительными подголосками, как это было свойственно исполнению песен в народе. Финальный хор, славящий вернувшегося из плена Игоря, завершает это выдающееся произведение русского оперного искусства.

Оперу” Князь Игорь " Бородин оставил незаконченной. После смерти композитора это произведение подготовили к постановке его друзья, в частности, М. А. Римский-Корсаков.

Симфоническое творчество

В симфонических произведениях — трех симфониях и музыкальной картине „В Средней Азии” — композитор, как и в опере „Князь Игорь”, воспевает патриотизм и могущество родного народа, изображает картины Востока и пейзажи. Темы его симфонических произведений основаны на народной песенности, гармонии отличаются свежестью и красочностью.

Наиболее выдающееся симфоническое произведение Бородина — Вторая „Богатырская” симфония, которая создавалась одновременно с оперой „Князь Игорь” и близкая ей по характеру и образами, так и по музыкальным языком. Название симфонии дал Стасов. Композитор говорил, что в первой части он хотел изобразить собрание русских богатырей, в медленной третий — нарисовать фигуру певца-сказителя Бояна, а в финале — сцену богатырского пира „при звуках гуслей, при ликовании великой народной толпы”. Все эти картины сочетаются общей идеей любви к Родине, к прославлению силы и могущества народа.

Богатырские образы наиболее ярко показаны в первой части, написанной в сонатной форме. Ее музыка вырастает из начальной темы.

Во второй части (Скерцо), написанной в трехчастной форме, богатырский размах представлен в более светлых, радостных тонах. Музыка поражает бурной энергией и силой. В средней главе Скерцо возникает лирическая тема, напоминающая об образах Востока.

Третья часть симфонии звучит как неспешная рассказ о «делах давно минувших дней», воскрешая образы былинных героев. Музыка финала-это поток всеобщего веселья, в котором стремительно проносятся танцевальные мелодии, а в оркестре слышно эхо русских народных инструментов — гуслей, Гудков, свирелей.

Бородин, один из создателей русской классической симфонии, стал основоположником новой разновидности русской симфонической музыки — эпического симфонизма.

Вокальное творчество

Бородин написал шестнадцать романсов и песен на тексты А. С. Пушкина, А. Н.Некрасова, А. К. Толстого, Г. Гейне, а также на собственные стихи. По содержанию они очень разнообразны. В некоторых показаны образы народного эпоса и сказки („Песня темного леса”, „Спящая княжна”, „Морская царевна”), в других воплощены душевные переживания и тонкая лирика („Отравой полны мои песни”, „Для берегов далекой отчизны”), еще одна группа — юмористические миниатюры („Спесь”, „У людей-то в дому”). Композитор не стремился передавать в музыке речевые интонации, а создавал обобщенный образ, раскрывающий содержание текста. В каждой песне и романсе на первом плане — пластичная и выразительная мелодия.

Сказочный фантастический образ показан в романсе „Морская царевна” на собственные слова композитора. Музыка рисует картину спокойной морской глади, полной обольстительного очарования. В партии фортепиано звучат яркие, красочные аккорды, передающие тихий плеск волн и игру света на воде.

Творчество Бородина, ставшее важным вкладом в русскую музыку, повлияло на многих композиторов конца XIX — начала XX века.

Композитор(исполнитель)