Генрих Игнац Франц фон Бибер

Генрих Игнац Франц фон Бибер был одним из первых крупных инструментальных композиторов, глубоко своеобразным музыкальным мыслителем и, по многим показателям, лучшим скрипачом XVII века.

Он родился в большом поместье, где его отец был охотником или лесником. Нет данных о его раннем развитии как музыканта. Известно лишь то, что к середине 1660-х он был в оркестре князя - епископа Карла Лихтенштейна-Кастелькорна из Ольмца, одного из ведущих любителей музыки того времени и владельца одной из крупных коллекций рукописей музыки раннего барокко.

Бибер покинул работу епископа в 1670 году. Однако он не получил на это разрешения, и, согласно правилам того времени, князь - епископ выдал ордер на его арест. Бибер прятался в Южном Тироле вместе с Якобом Штайнером, который распространял информацию о том, что Бибер был "грозным виртуозом".

Бибер устроился на работу при дворе Максимилиана Гандольфа, рейхсграфа фон Хюнберга, принца епископа Зальцбурга, зимой 1670 г.

В мае 1672 г. он женился.

В Зальцбурге он получил ряд повышений:

  • репетитор соборного хора мальчиков (1677);
  • вице-капельмейстер (1679);
  • декан хоровой школы для мальчиков и придворный Капельмейстер (1684).

Неизвестно, много ли путешествовал Бибер. Известно, что он дважды был награжден баварским судом, что указывает на его присутствие в Мюнхене. Император Священной Римской империи Леопольд I присудил ему в 1690 году патент чести, отсюда можно сделать вывод, что он также играл в Вене.

Генрих Бибер творил и публиковал много. Первый его работодатель в Ольмце получил много его рукописей и первых изданий непосредственно от Бибера, указывая на то, что Бибер был прощен за свою независимость.

Бибер известен благодаря своей скрипичной музыке, особенно отличился он написанием произведений, использующих эффекты, которые стали возможными благодаря скордатуре, или нестандартой настройке скрипки. Он также написал две оперы (одна из которых сохранилась) и разнообразную религиозную музыку. Две самые известные работы, которые сильно зависят от Скордатуры - это Таинственные сонаты (15 сонат на Четки (Rosary)) и Harmonia artificiosa-ariosa, композиция для струнного ансамбля.

Он также писал произведения для трубы. Возможно, он был автором Messa salisburgensis, високополифоничного произведения на 53 голоса. Ранее приписываемое Орацио Беневоли и датированное 1628 годом, теперь, похоже, это было написано Бибером и впервые прозвучало в 1682 году.

У Бибера был прекрасный контрапунктический ум, который в сочетании с поистине выдающимся мелодическим даром делает его музыку отличным потоком изобретательности. Он был нетрадиционным композитором, использовал в своей музыке фактуры и идеи, которые удивительным образом можно сравнить с таким композиторами, как: Чарльзом Айвзом, Паулем Гиндемитом.

Генриха Бибера считали величайшим композитором до И. С. Баха.

Бибер славился своим талантом как скрипач и композитор; он обладал исключительным талантом к импровизации, и именно из его импровизаций вышло большое количество произведений. Однако еще одним из его талантов был талант рисовать скрипичным смычком, как художник, который рисовал бы кистью. Он мог проиллюстрировать любую сцену, осторожно размещая заметки и добавляя только правильный орнамент смычком. Особенно это видно в  сюите "Баталия", где он дает ряд указаний. Например, в первой части он пишет: "там, где есть строчки, надо бить по скрипке смычком вместо того, чтобы нормально касаться, и это нужно хорошо репетировать". И в седьмой части «Битва»: «В битве не можно играть смычком, а струну нужно щипнуть правой рукой, как пушку. Энергично!"

Бибер значительно опередил свое время в понимании возможностей не только скрипки, но и музыки в целом. Сегодня его музыка может показаться неинтересной, но слушатель должен понимать, что подобные вещи обычно не делали в Высоком Барокко. Современные произведения, такие как "Мустанг" Хайтцега для симфонического оркестра, требуют топота ног скрипачей и использование таких вещей, но Бибер значительно опередил свое время. Он рано понял принцип "рисования" музыкой и иллюстрирования для слушателя именно того, что изображается. Музыка Бибера не для простого слушателя; это трудно оценить нетренированным ухом. Чтобы оценить музыку Бибера, нужно по-настоящему ее понять, и хотя это требует времени, она вполне стоит усилий.