Буквенное обозначение нот и тональностей

Буквенные обозначения звуков - условные обозначения буквами звуков в музыкальной практике. Этот метод использовался еще в Древней Греции, однако со временем греческие буквы были заменены латинскими. Окончательно обозначение звуков латинскими буквами закрепилось в Европе в X в., к тому же употребляли первые семь букв алфавита (A-B-C-D-E-F-G) по числу ступеней распространенных в то время ладов.

Позже к этим буквам была добавлена еще одна, 8-я буква-H, обозначающая ноту си. Такая система записи звуков вскоре была вытеснена неумелым письмом и хоральной нотацией, но примерно к XV—XVI веку возродилась в органных и февральских табулатурах. Введение специального обозначения H объясняют тем, что в Средневековье были распространены два лада — фригийский и эолийский, которые отличаются лишь второй ступенью звукоряда. Для этой ступени использовали обозначение двух видов, отличавшихся написанием буквы B — квадратном для высшего звука (твердого, B-durum) и округлом для низкого (мягкого, B-mollis). Неизбежное разночтение рукописного почерка и побудило к введению очередной латинской буквы для обозначения твердой второй ступени.

В современной практике используются две системы буквенных обозначений — классическая и американская, которые отличаются обозначением ноты Си.

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:

  • A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

Классическая система

До -C

Ре - D 

Ми - E

Фа - F 

Соль - G 

Ля - A 

Си - H 

Си-бемоль-B

Повышение ступени на полутон обозначается добавлением к буквенному обозначению -  is, например: Фа-диез — Fis, а понижение — добавлением состава es, Ре-бемоль — Des, кроме Ми-бемоль — Es, Ля-бемоль — As, Си-бемоль — B (см. таблицу ниже)

Двойное повышение — добавлением состава isis, двойное понижение — состав eses, кроме Ми-дубль-бемоль — Eses, Ля-дубль-бемоль — Аѕеѕ, Си-дубль-бемоль — Bes.

Таблица составных и буквенных названий 

Основные звуки

Повышенные на 1/2 тона

Пониженные на 1/2 тона

ДО    —    с ДО#    —   cis ДО    —     ces
РЕ    —    d РЕ#    —    dis РЕ b   —     des
МИ   —    e МИ#   —    eis МІ Ь    —    es
ФА    —   f ФА#    —   fis ФА b    —   fes
СОЛЬ — g СОЛЬ# —  gis СОЛЬ b — ges
ЛЯ   —    a ЛЯ#    —    ais ЛЯ b     —   as
СИ   —    h СИ#    —    his СИ b     —     b

Часто буквенные обозначения звуков используется для обозначения тональности, при этом буква означает тонику, а лад обозначают словам dur (мажор) и moll (минор) — например, До мажор — С-dur, Си минор — H-moll.

Буквенное обозначение мажорных тональностей

ДО мажор - C-dur

ФА мажор - F-dur

СОЛЬ мажор - G-dur

СИ b мажор - B-dur

РЕ мажор - D-dur

МИ b мажор - Es-dur

ЛЯ мажор - A-dur

ЛЯ b мажор - As-dur

Ми мажор-E-dur

РЕ B мажор-Des-dur

СИ мажор - H-dur

СОЛЬ b мажор - Ges-dur

ФА # мажор-Fis-dur

ДО B мажор-Ces-dur

ДО# мажор - Cis-dur

Буквенное обозначение минорных тональностей

ля минор - a-moll

ре минор - d-moll

ми минор - e-rnoll

соль минор - g-moll

си минор - h-moll

до минор - c-moll

фа# минор - fis-moll

фа минор - f-moll

до# минор - cis-moll

си b минор - b-moll

соль# минор - gis-moll

ми b минор es-moll

ре# минор - dis-moll

ля b минор - as-moll

ля # минор-ais-moll

Американская система

В отличие от классической нотации, американская нотация обозначает ноту Си буквой B, тогда как букву H не использует. Повышение ступени на полутон обозначается добавлением к буквенному обозначения знака # (диез), например Фа-диез — F#, а понижение — добавлением знака бемоль (b), напр. Ре-бемоль — D b. Отличается также и система обозначения октав, где каждой октаве предоставлен свой номер, начиная от 0 (что соответствует субконтроктаве).

Эта система широко используется в джазовой музыке, а с развитием информационных технологий попала и в музыкальное программное обеспечение.