Кто такие музыкальные продюсеры?

Бывает так, что исполнители сами пишут слова и музыку, а бывает так, что они лишь исполняют кем-то написанные песни. Так что кто такие авторы и композиторы, всем, в целом, понятно.

Но кто же такие продюсеры? У нас определение этой профессии является искаженным. Часто продюсером называют человека, который организует работу артиста: отвечает за финансовые и юридические вопросы, рекламу или даже инвестирует собственные средства в артиста. На самом же деле всем этим занимается музыкальный менеджер (иногда его называют исполнительным продюсером, что и вызывает путаницу). Вовлеченность этого человека в процесс создания музыки намного меньше.

На самом же деле, в развитой индустрии, когда говорят «продюсер», имеют в виду именно музыкального продюсера. Чем же он занимается?

Представим, что есть артист. Он пережил определенное событие в жизни, которое вдохновило его на создание песни. Он написал текст, мелодию и, возможно, даже записал демо-версию песни. Это очень упрощенная версия того, чем станет песня в финальном варианте. Демо можно записать даже ДОМА за ноутбуком или в любительской студии.

А дальше артист пойдет именно к продюсеру, покажет ему демо и расскажет свое видение этой песни: какие ощущения, эмоции, атмосферу он хочет ею передать. Вместе с продюсером они подберут нужные инструменты, звуковые эффекты, порядок треков (если задумывается альбом) и другие нюансы звучания музыкального продукта, которые соответствуют не только креативному видению артиста, но и стилю и инструментарию продюсера, рыночному запросу, современным тенденциям и тому подобное.

Фактически продюсер определяет как именно будет звучать трек или даже целый альбом, и в творческом процессе является человеком не менее важным, чем сам артист. Музыкального продюсера часто сравнивают с режиссером в кино.

Поэтому, поскольку продюсер — важная часть творческого процесса и каждый из них имеет свой стиль и специализацию, иногда бывает, что альбомы совершенно разных артистов с одним продюсером более схожи между собой, чем работы одного артиста с разными продюсерами.

Маленькие независимые артисты чаще всего продюсируют свою музыку сами. Так часто происходит и с популярными артистами. Например, для Билли Айлиш  всю ее музыку продюсирует ее брат Финнеас, а группа Foals вообще записал свои два последних альбома самостоятельно.

Тем не менее, большинство тех записей, которые мы с вами слушаем, все же были сделаны с помощью этих специалистов. Чтобы разбираться в музыке, стоит знать о роли продюсера в ее создании, а также важнейших продюсеров нашего времени.

Самые влиятельные музыкальные продюсеры наших времен

Влиятельных продюсеров на самом деле много, так что даже этот список будет далеко неполным.  Кроме того, многие продюсеры из нашего списка являются учениками других крупных продюсеров. 

Рик Рубин

Рик Рубин

Известный, прежде всего, как рок и хип-хоп продюсер, именно Рубин стоит за главным хитом System of A Down (Источник), некоторые строки из которой пришли Сержу Танкяну, пока он был в гостях у Рубина во время работы над альбомом Toxicity. Однако, впоследствии продюсер проявил огромную заинтересованность и в поп-музыке, поэтому сейчас он не чурается работы ни с Эдом Шираном, ни с Адель, ни со многими другими поп-артистами.

Рик Рубин старается не вмешиваться в креативный процесс артиста, а характерной чертой его продакшна является минимализм с фокусом на ударные и вокал. Одна из самых известных работ Рубина — альбом Джонни Кэша American Recordings, который обозначил триумфальное возвращение музыканта на музыкальные вершины, это вообще лишь вокал Джонни и его же гитара, и ничего более.

Тем не менее, из - за отсутствия деталей и лишних красок в его треках, Рубина иногда обвиняют в том, что он начал «войну за громкость» - период, когда продюсеры пытались сделать треки как можно громче (чтобы заставить слушателя их запоминать), что негативно влияло на нюансы и общее богатство звучания.

Марк Ронсон

Марк Ронсон

Создатель одного из величайших хитов XXI века Uptown Funk с Бруно Марсом, Марк Ронсон был одним из тех, кто сформировал звучание «десятых». Ему удалось поработать с Адель, Леди Гага, Дуа Липой, Майли Сайрус и многими другими поп-дивами.

Но главной его работой считают второй и последний перед смертью альбом Эми Вайнгаус Back to Black.

Ронсон черпает вдохновение из фанка, джаза, соула и Рокнролла, поэтому на его треках, а значит его фишки — это ретро и много баса.

Джек Антонофф

Джек Антонофф

Самый молодой участник этого списка, а все же торит свой путь семимильными шагами. Продюсерскую карьеру Джек начал в 2009 году с альбома своей же группы Fun, основные хиты которого вы точно знаете.

С тех пор Антонофф стал известен благодаря сотрудничеству с Тейлор Свифт (в частности, ее Folklore, получившей Грэмми как «Альбом года»), Ланой Дель Рей, Сией, Сент Винсент и Лорд (именно ее альбом Melodrama стал прорывом для продюсера).

Много струнных, которые могут как задавать мелодию, так и спорадически расставлять акценты, грандиозные припевы, превращающие песни в гимны, и синтезаторы из 80-х. А еще, он любит работать именно с женщинами-авторами - если вы слышите грустную музыкантшу с песней о какой-то драме в отношениях, скорее всего, где-то рядом ей подыграл на гитаре Джек Антонофф.

Макс Мартин и Деннис Поп

Макс Мартин и Деннис Поп

В 1998 году вышел дебютный сингл 17-летней певицы Бритни Спирс под названием ...Baby One More Time. Сегодня это одна из самых популярных песен в истории музыки, созданная шведскими продюсерами Деннисом Попом и Максом Мартином.

В начале 90-х Деннис Поп основал студию Cheiron («Шейрон») в Стокгольме вместе с Томом Таломаа, а затем нанял Макса Мартина. Именно в этой студии родилось фирменное звучание поп-музыки тех времен и начали свой путь к славе глобальные звезды Ace of Base, Dr. Альбан, E-Type, Робин и другие.

Впоследствии в стенах "Шейрон" записали свой первый хит Backstreet Boys (I Want It That Way), и с тех пор студия стала кузницей хитов №1 — статус, который так и не потеряла вплоть до своего закрытия.

В 1998 году, через несколько месяцев после выпуска хита Бритни, Деннис Поп умер от рака желудка. Должность директора "Шейрон" занимает Макс Мартин, ставший наследником не только студии, но и статуса главного поп-продюсера планеты. После закрытия "Шейрона" в 2000, Мартин создает свою студию Maratone, которой руководит до сих пор.

Именно здесь Макс Мартин определил звучание поп-музыки в нулевых и десятых, успев поработать чуть ли не со всеми девами современности. Для Кэти Перри он записал ее прорывной хит I Kissed A Girl, с дюжиной хитов для Тейлор Свифт включая Shake It Off, для Арианы Гранде- No tears left to cry, и это лишь некоторые из сотен примеров культовых песен, созданных шведским продюсером.

Среди последних работ Мартина - сотрудничество с The Weeknd и четыре лучших трека из альбома After Hours, и Blinding Lights в том числе.

Песни Макса Мартина - это почти всегда в первую очередь мелодия, под которую уже пишется несложный для понимания и подпевания текст. Мартин несет в себе не только наследие «Шейрона» и собственный опыт создания хитов, но и огромный шлейф, который когда — то оставили после себя другие культовые шведы - группа ABBA.

Макс Мартин и шведская музыкальная индустрия — pop to the max, и все, что вы слышите сегодня по радио, было создано под их влиянием.

Линда Перри

Линда Перри

Ситуация уже меняется, но по данным последних опросов среди музыкальных продюсеров лишь 12% женщин. Линда Перри-самая яркая из них. Ее самая главная работа-это песня What's Up? ее собственной группы 4 Non Blondes, которую она не только написала и исполнила, но и спродюсировала.

Послужной список Линды Перри-небольшой, но очень меткий. Она работала в основном для артисток, образ которых можно охарактеризовать как «сильная женщина». В частности, это Кристина Агилера, Пинк, Алиша Киз и другие.

Фарелл Уильямс

Фарелл Уильямс

Известный многим как певец, Фарелл на самом деле в первую очередь талантливый продюсер, ответственный за множество современных хитов. 1, 2, 3, 4-посчитайте себе в голове этот ритм как учитель физкультуры. Это и есть фирменная «подпись» Уильямса: едва ли не каждый его трек начинается с этой «считалки». Включая его собственные.

Фарелл специализируется на R&b и хип-хоп треках и работал с Джастином Тимберлейком, Кендриком Ламаром, Снуп Догом, Гвен Стефани, Рианной, Мисси Элиотт и еще десятками артистов этих жанров.

Пол Эпворт

Рассказ об Эпворте стоит начать с этой песни, которая до сих пор остается самой большой в его активе. Помимо Адель, он обожает работать с альтернативными рок-группами вроде Foster The People, Coldplay, Bloc Party, Mumford & Sons и другими.

Пол Элварт

Отсутствие определенного метода или стиля — это, собственно, и есть стиль Эпворта. Имея очень широкую музыкальную эрудицию, Пол берет по немножко отовсюду и придает своим трекам уникальное звучание. Вы не узнаете Пола Эпворта как продюсера, но обязательно запомните любой из его треков.

Найл Роджерс

Найлз Роджерс

Продюсер самого успешного альбома Дэвида Боуи (Let's Dance) и одного из самых успешных Мадонны (Like A Virgin), Роджерс уже прожил свои лучшие годы, но его влияние на современную музыку трудно переоценить.

Один из самых ярких продюсеров восьмидесятых, Найл вернул родную эпоху диско тридцать лет спустя. И так вернул, что американская музыкальная критика назвала его» королем Коачеллы " (крупнейшего музыкального фестиваля США) в 2018 году, потому что едва ли не все исполнители на фестивале играли музыку, созданную под его влиянием или при его прямом участии.

Доктор Дре

Имя этого человека вы точно хоть раз слышали в своей жизни. Легендарный рэпер и хип-хоп продюсер, открывший миру Эминема и 50 Cent, работал с 2Pac и Кендриком Ламаром. Сегодня Доктор Дре почивает на лаврах, лишь изредка снова садясь за пульт и еще реже появляясь на публике.

Брайан Ино

Брайан Ино

Брайан Ино, одна из самых влиятельных фигур в современной поп-музыке, известен прежде всего как создатель эмбиент-музыки. Однако его влияние распространяется далеко за пределы этого жанра или электронной музыки в целом.

Будучи уроженцем художественной среды, Брайан Ино привнес экспериментальный подход в музыкальную индустрию. Что это значит? Легче объяснить на примере.

Мы все слышали песню Дэвида Боуи Heroes из одноименного альбома, который входит в так называемую «берлинскую трилогию» артиста. "Потусторонние" гитары, эхо, активное использование синтезатора и другие звуковые эффекты — результаты экспериментов Ино с инструментами.

Вокал Боуи записывали на три микрофона, которые были расположены на разном расстоянии от певца, и включались поочередно. А характерные гитарные риффы-результат кропотливой работы гитариста Фриппа, который специально добивался гитарной отдачи и постоянно перемещался по студии, чтобы поймать идеальной высоты звук.

Сегодня для тех, кто более или менее знаком с процессом написания музыки, это звучит довольно обыденно: музыканты экспериментируют постоянно. Однако к Брайану Ино музыканты были привыкли совсем к другому процессу.

Львиная доля кропотливой работы по созданию песни происходила до записи на студии, а туда музыканты приходили записывать почти готовый, «чистовой» вариант. Это было не только привычно, но и финансово рентабельно: мало кто мог себе позволить четыре часа импровизировать, потом вырезать из результата 5-секундный семпл, а все остальное отправить на помойку.

Все изменилось после появления Брайана Ино, который заставлял музыкантов работать над созданием песни просто "на лету" и фактически превратил студию в отдельный музыкальный инструмент — как в случае с Дэвидом Боуи.

Помимо общего влияния на музыкальную индустрию и работы над собственными альбомами, Ино известен продюсированием ряда выдающихся пластинок для Talking Heads, U2 и Coldplay. В частности именно он ответственен за Viva La Vida or Death & All His Friends, который широким консенсусом был признан Лучшим альбомом Coldplay.

Впрочем, вряд ли вы слышали о едва ли не самой популярной работе Брайана Ино. Это звук запуска Windows 95