Упражнения для развития музыкального слуха

Порой не очень хороший музыкальный слух может стать преградой для профессионального роста музыканта. И иногда кажется, что эта проблема нерешаема и нужно просто заняться другой деятельностью. На самом деле это не так. Есть специальная дисциплина, которая помогает в развитии нужных навыков.

Развитие вокального слуха

Музыкальный слух, который часто трактуется как единая и нераздельная субстанция, является системой со сложной иерархией, которая отражает совокупность различных локальных способностей и свойств человека. Таким образом, музыкальный слух – это система, имеющая ряд подсистем: высота звука, ритмическую, гармоническую, тембро-динамическую и другие.

В процессе обучения юного музыканта его слух, отвечая разнообразию музыкального исполнительства, приобретает специфики и начинает превращаться в особый, функциональный музыкальный слух. Эта подсистема музыкального слуха имеет ряд подсистем: фортепианный слух, оркестровый, вокальный, хоровой и другие.

Последние годы наибольшей популярности приобретает вокальная музыка. Поэтому раскроем развитие музыкального слуха с точки зрения вокальной музыки. Для развития певческих способностей необходимо сформировать специфический слух - вокальный.

Потому что именно слуховое, а лучше сказать вокально-слуховое восприятие – это первый этап приобретения любого певческого навыка, усвоения некой акустической нормы.

как развить музыкальный и вокальных слух?

Вокальный слух

Вокальный слух это способность певца владеть определенной системой осознанных, целенаправленных, взаимосвязанных умственных и практических действий, которые позволяют ему успешно петь и учиться искусству сольного пения.

В основе вокального слуха и вокально-слуховых навыков находится вокально-слуховое восприятие. Вокально-слуховое восприятие является сферой актуализации разноплановых внутренних ощущений вокалиста, которые связаны с процессом певческого звукообразования.

Вокально-слуховое восприятие базируется на анализаторной системе человека, имеющей в своем составе пять структурных элементов:

  • слуховой;
  • зрительной;
  • двигательной;
  • языково-двигательной;
  • касательной.

В процессе формирования активного восприятия собственного пения налаживаются “обратные связи” между голосо-воспринимающей и голосо-образующей системами, формируется в сознании певца "регулировочный образ".

"Регулировочный образ собственного голоса" – это представление об итоговом восприятии всех сигналов обратной связи, поступающих во время пения. Процесс формирования собственного регулировочного образа начинающего певца идет параллельно процессу формирования вокально-слуховых навыков. Регулировочный образ является одновременно и процессом и результатом сопоставления в сознании начинающего вокалиста субъективного образа собственного процесса голосообразования и певческого эталона.