Динамика в музыке

Динамика является важным элементом музыкального языка. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Такие звуковые оттенки называют динамичными. Динамические оттенки — это своеобразные краски, музыку раскрашивают в разные цвета.

Динамика в музыке - что это?

Динамикой называют громкость, с которой следует исполнять музыкальное произведение. Её условно обозначают первыми буквами итальянских слов, иногда целыми итальянскими словами, иногда условными знаками. Буквы, слова или знаки пишут в начале музыкального произведения или в середине его, когда надо изменить силу звучания — выполнять тише или громче

  • f — форте — громко;

  • ff — фортиссимо — очень громко;

  • mf - меццо форте - достаточно громко, немного тише, чем форте

  • р — пиано — тихо;

  • рр — пианиссимо - очень тихо.

  • mp  — меццо пиано - очень тихо, мемного громче, чем пиано

  • sf — сфорцандо - неожиданное усиление звука или аккорда, перед которым стоит этот знак

Динамика может постепенно увеличиваться или уменьшаться. Такой постепенный переход от f к Р и наоборот называют крещендо и диминуэндо.

Для внезапного усиления (выделения) отдельного звука или аккорда существует еще один условный знак — акцент ( > ), который ставят над или под нотой (аккордом). Чтобы передать постепенное нарастание громкости, употребляют слово crescendo (крешендо). Его в основном пишут сокращенно cresc. или графически изображают так, как показано на рисунке ниже.

Чтобы обозначить постепенное уменьшение громкости, употребляют слова decrescendo (декрещендо) или diminuendo (демидуэндо). Сокращенно:decresc., dim.


крещендо и деминуэндо

В вокальных произведениях (песни, романсы, хоры и др) независимо от того, исполняется ли произведение с сопровождением или без него, динамические обозначения пишут над нотным станом вокальной строки, чтобы не мешать тексту.

Итак, при записи динамических оттенков буквы часто сочетают со словами. Графические знаки, показывающие изменение динамики, называют вилками (>, <). При усилении звука выставляется прямая вилка с буквенным обозначением. При ослаблении звука выставляется обратный знак. При незначительных колебаниях звучности не все вилки сопровождаются буквенным обозначением динамики.

Если усиление звука длится несколько тактов, применяют словесные термины. А в пределах одного - двух тактов пользуются графическими обозначениями динамики. Они более наглядно указывают на границы динамических изменений.В вокальных произведениях с текстом динамика выставляется над партией солиста или хора. В инструментальных произведениях - под партиями.

Динамические акценты. Артикуляция

Изменение громкости звуков может быть постепенным или внезапным. Акценты, образующиеся внезапным усилением громкости звука называются динамическими. Для их обозначения существуют графические символы, которые проставляют над нотными головками и штилями. Подчеркивание звука из-за внезапного усиления громкости обозначается маленькой обратной вилочкой. Штрих над нотой инструментальной партии указывает на мягкий акцент с точным соблюдением длительности звука. Кроме черточек, употребляют словесное обозначение tenuto (тенуто).

динамика и динамические акценты

Легкий отрывистый акцент, что записывается точками над или под нотами, называется staccato (стаккато).

Резкий акцент обозначается вертикальными вилочками и над или под нотами

динамические акцент

Резкий, острый, отрывистый акцент записывается клином.

Динамические акценты сопровождаются различными способами визуализации. Расчлененность или связанность звуков при их воспроизведении называется артикуляцией.Связанный, соединенный переход одного звука в другой называется легато. В нотной записи он обозначается лигой.

легато

К артикуляции относится и staccato. Различные виды артикуляции у инструментов струнно-смычковой группы называют штрихами. Они зависят от способа звукоизвлечения, а именно: смычком (агсһо), щипком (ріzzісаttо) и древком смычка (соllegno). Выбор динамики и артикуляционных приемов определяется содержанием музыкального произведения и тесно связан с художественным замыслом композитора и исполнителя.